Ирина Ескевич


ХОБОТ И ХОБОТКИ
Цикл визуальных стихотворений
Декабрь 2016 г.

Cтраницы: 1 2

 

 

Визуальное стихотворение №6. Прикуривая от бражника.

 

Состояние 1. Без маски.

 

 


Состояние 2. В маске.

 

 

Элементы : фото четырех видов бражников в разных позах, двух гусениц бражников (а гусеница – это по форме такой самодостаточный «хобот»), трех буйволов с очень интересными рогами, в двух случаях из трех выглядящими одновременно и как волосы, и два фото Хулио Кортасара, явно выполненных в один и тот же день и которые «занесло» в это стихотворение «просто» по параметру внешнего сходства.

 

 

Визуальное стихотворение №7. Русская зима.

 

 

Элементы : фото «Ледяные слоны»; фото гусеницы бражника Мертвая голова (автор фото Андрей Задоринский) с очень интересным «льдистым» на вид отростком на задней части туловища, зоологами называемым «рогом», а в перевернутом виде выглядящим вот именно что как «хобот»; два фото сосулек; три советских почтовых марки. Одновременно по общему колориту и теме слонов данное стихотворение мощно рифмуется с первым стихотворением данного цикла, хоть и слегка диссонирует с ним.

Почему на марках «великие русские писатели»? – спрашивают у меня. Это и случайно и неслучайно. Случайно, потому что первичным был выбор самого этого элемента, независимо от его «наполнения» - почтовой марки. Ведь именно у марок (такие же мелкие «отросточки» по всему периметру, как и на роге гусеницы) лучше всего получилось заритмизовать именно эту историю. К тому же волосы Гоголя и лбы Толстого и Пушкина лоснятся на этих марках очень в рифму бликам на лбах ледяных слонов и хорошо вписываются в цветовую гамму стихотворения, очень правильно освежая ее лимонным «гоголевским» нюансом. А неслучайно - потому что «великой русской литературы» ведь не было бы без «великой русской зимы» (и наоборот), умеющей превращать мягкое и гибкое в твердое и застывшее. Например, «хвост» гусеницы Мертвой головы в «рог». А мягкий гибкий слоновий хобот в твердые и острые клювы сосулек.

 

 

Визуальное стихотворение №8. Слоны Лебединого озера

 

 

Элементы : картина Сальвадора Дали «Лебеди, отразившиеся в слонах», фото синхронизированных слонов и лебедей (механизмы синхронизации действий животных давно уж хорошо изучены и объяснены); фото гусеницы бражника; три фото Майи Плисецкой в роли лебедя из знаменитого балета П.Чайковского; и, наконец, фрагмент все той же картины Рене Магритта «Философский светильник», что и в первом визуальном стихотворении цикла.

 

 

Визуальное стихотворение №9 . Невеста Дюшана (текущее состояние).

 

 

Элементы : концепт работы Марселя Дюшана «Невеста, раздеваемая своими девятью холостяками, даже» (т.н. «Большое стекло» или т.н. «Сельскохозяйственная машина»), работа Юрия Лейдермана «Завязывая единицы хранения», статуэтка слона в резной попоне с хоботом в форме лебедя, выпускающего из клюва горизонтальное пламя сразу трех свечей, фрагмент картины Рене Магритта «Философский светильник» (хобот-свеча), фото вербы на фоне горящих церковных свечей, вытекшего из разбитой скорлупы яйца, демонстрации модной одежды серого цвета (т.е. одевания) и чьей-то серой свадьбы с бледно-бледно-розовыми вкраплениями мужских жилетов и галстуков и желтым (почему-то не розовым же) акцентом мужских же бутоньерок, поздравительная открытка с букетом из различных желтых цветов.

 

 

Визуальное стихотворение №10 . Вербный Элефант.

 

 

Элементы : Обложка книги Юрия Лейдермана «Цветник» с частично склеенными автором данного стихотворения страницами, фрагменты работы того же художника из серии «Кружки и комочки», старинная открытка очень красивого колорита с цветами, виноградом и парочкой сопутствующих им визуальных «хоботов», фото вербы и слоника из Интернет-магазина милых сувениров.

 

 

Приложение.
Немного справочной информации по зоологии хобота (Развернуть)

 

С точки зрения морфологии и выполняемых функций слоновий хобот – очень странный гибридный орган, являющийся одновременно верхней губой, носом и рукой любого слона (на конце хобота имеется даже пальцевидный отросток). Так что в сущности Ганеши – это не просто гибрид человека и слона. Это гибрид человека и гибрида сразу нескольких различных органов.

Функционально хоботу очень близок птичий клюв. (Как хобот превращается в клюв, как раз и показано в стихотворении «Русская зима»). Это тоже одновременно рот, нос и своего рода двупальцевая рука (клювом схватывают, берут, переносят и т.д.), причем в силу заостренности и твердости рука, уже совмещенная со своего рода орудием труда, которым можно долбить, разрывать, выковыривать, строить гнезда и т.д. и т.п. То есть это еще и гибрид руки (носа, рта) и орудия труда. Как все животные-рогоносцы – гибрид воина и его оружия. А вообще все животные – гибрид тела и одежды. Рене Магритт нарисовал несколько таких гибридов (а также гибридов ступней и обуви). Трудно объяснить, почему они так нервируют и даже пугают иных зрителей. Разве не такими гибридами являются те же кошки и собаки? И разве не гибрид ступни и ботинка – копыто той же лошади?

Однако, возвращаясь к хоботу, несмотря на функциональное сходство, слоновий хобот и птичий клюв считаются принципиально разными органами. И вообще не так-то просто предугадать, каким именно термином обозначат зоологи тот или иной орган в форме длинного отростка. В классическом определении рога, например, утверждается, что он всегда расположен на голове животного. Между тем, к примеру, льдистый отросток в самой задней части гусеницы бражницы Мертвая голова (чье фото использовано в работе «Русская зима»), который так и хочется назвать хвостом, а в перевернутом виде хоботом, официально называется почему-то все же рогом. И еще более непонятно, почему длиннющий «отросток» на голове бражниц называют именно термином «хобот». Ведь функционально (да и морфологически) он ничем (кроме длины) не напоминает хобот того же слона. А если уж зоологам нравится в данном случае ориентироваться именно и только на длину, то почему бы не назвать хоботами гибриды шей, голов и рук тех же жирафов, страусов и лебедей? Почему вообще очень-очень длинная шея не удостоилась в зоологии специального термина?

В самом деле, хоботок бражника – это не рот, не нос и тем более не рука этих очень странных крупных бабочек. Это скорее очень длинная тонкая трубочка (типа тех, что вставляют в бокалы с коктейлями) – настолько длинная и тонкая, что скорее похожа уже на струну или провод. В сущности, это уже не орган отдельно взятого животного, а соединительная трубка между разными типами живых существ, которая почему-то приросла к одному из них. То есть бражник – это гибрид животного и соединительной трубки между животным и растением. И понадобилась эта трубка бражникам с какой-то странной целью – питаться нектаром цветов не садясь на них, а зачем-то непременно дистанционно. И по возможности незаметно. (На фоне различных стеблей и веток их тонюсенькие хоботки практически незаметны). Хотя бражнику это вообще-то не очень удобно. Ему пришлось даже научиться зависать в воздухе, панически быстро уже не махая даже, а скорее мерцая крыльями (среди птиц так умеют только колибри, некоторые из которых также отрастили себе невероятно длинный клюв и также с целью дистанционного питания – пример т.н. конвергентной эволюции). То есть в процессе питания бражник так активно трудится над поддержанием себя в правильном положении в воздухе, что уже навряд ли в состоянии безмятежно лакомиться собственно нектаром.

При этом процесс втягивания нектара через хоботок совмещен у бражника с репродуктивным актом, но уже не самих бражников, а цветов. (А цветы, по меткому замечанию Фрейда, - это «гениталии растений» - единственный вид гениталий, которым принято всемерно любоваться и восхищаться. В самом деле, никому ведь не приходит в голову назвать порнографией календари и открытки с цветами, подарочные букеты и уж тем более многочисленные садово-парковые цветники или там цветочные магазины). То есть орган, позволяющий большинству растений размножаться, почему-то отделился от них и присоединился ко многим видам насекомых и некоторых птиц. Так что они стали своего рода гибридом самих себя и полового органа совсем других существ – растений, по этой причине ставших фактически импотентами, как бы евнухами этих прекрасно-цветущих гаремов (пишут, что бабочка бражника – независимо от пола - способна за 3 минуты опылить порядка ста растений). Что многое проясняет в истории добавочных органов, вылезающих (уже относительно христианского бога, а не животных) из многих европейских алтарей, а также в странных рассуждениях Антонена Арто в книге «Гелиогабал» (где тоже вроде бы не о животных идет речь) о «кумовстве полового органа» и его важнейшем мистериальном и мироформирующем значении. Такое впечатление, что фауна – это просто способ визуализовать невидимую иначе активность людей.

Один мой друг, которому почему-то стало дурно уже на первом абзаце этого сугубо справочного приложения, очень просит меня не продолжать. Что ж, не буду. Зоология вообще – наука не для слабонервных. По поисковому слову «Хобот» в Википедии выскакивает такая статья про этот странный, всегда гибридный орган, что уже не понимаешь, статью на какую же именно тему ты читаешь. Вот лишь отдельно взятые фразы из этой статьи, разъясняющие, что же именно у различных не очень высокоорганизованных видов животных называется термином «хобот»: «орган прикрепления, обычно вооружённый крючьями и шипами», «передняя часть сколекса, несущая прикрепительное вооружение в виде крючьев, присосок или ботриев», «мускулистая, способная выворачиваться глотка, иногда несущая несколько хитиновых челюстей». Или вот – «При срабатывании хобот выворачивается до стилетного отдела и протыкает стилетом покровы жертвы. В этот момент из заднего отдела поступает ядовитый секрет, парализующий и убивающий жертву». (Как же одним словом «хобот» могут называться столь морфологически и функционально различные органы – орган прикрепления, орган заглатывания, и, наконец, орган машинизации процесса отравления ядом?). Статья в Википедии представляет собой перепечатку статьи на тему «Хобот» из энциклопедии Брокгауза и Эфрона от 1896 г.. Не знаю – быть может, современные учебники по биологии используют более щадящие чувства читателя термины. Но меняет ли это что-то по существу?

 

Сигнатура к данному циклу визуальных стихотворений (Развернуть)

 

 

Cтраницы: 1 2

 

 



         < На главную


К оглавлению>