Метафизика денег
Три действия с прологом
и эпилогом



Отзывы

 

Необычная книга! Несколько слов Федора Достоевского оказываются достаточным поводом, чтобы с чувством и расстановкой поговорить о деньгах в нашей жизни.


Валерий Подорога

 

Каскад оригинальных идей. Непредсказуемая затейливость сюжета. В своей новой книге Ирине Ескевич обнаруживает много неожиданных явлений под привычным покровом фетиша денег.


Марина Лучко

 

Эта книга о деньгах – единственная в своем роде. Ее главная удача – неожиданность ракурса рассмотрения и удивительная точность наблюдений. Автор виртуозно владеет материалом и – что делает чтение особенно приятным – русским языком. Глубокое исследование сущности денег и одновременно проникновенная поэма: деньги как судьба, как психический феномен, как личное переживание лирических героев. Эффект оригинальности достигается очень естественно: автор пытается разглядеть «слепое пятно» нашей культуры – деньги – как бы со стороны, не встраиваясь в какой-либо устойчивый дискурс (научный, постмодернистский, культурологический etc.) и тем самым изобретает свой особый жанр. Он неподвластен стереотипам, и обыденные оппозиции последовательно разрушаются в книге: деньги и «высокое искусство», мамона и Бог, коммерция и истина, бизнес и философия, миф и наука, бытие и небытие, - отношения между ними оказываются совсем не такими, как мы привыкли их видеть.


Татьяна Бородай

 

Название необычное, тема непривычная. Какая-такая «метафизика» может быть у денег? - вправе спросить читатель, привыкший оперировать по отношению к презренному металлу одной-единственной характеристикой – количественной. Но автор и утверждает в самом начале, что эта книга – не попытка выстроить метафизику денег, а попытка ее для начала разглядеть. А для этого нужен метод, который, как и положено в экспериментальной науке, изобретается в процессе погружения в предмет – то есть в саму проблематику денег, которые на наших глазах оказываются связаны со всем сущим в мире, извините за высокопарный слог.  
    Вообще, Ирина Ескевич необычный автор, ее предыдущая книга, вышедшая в 2005 году, называлась «Оптические маневры в окрестностях Эйнштейна и Пикассо» и была посвящена процессам, порождающим новые культурные феномены (рассматривались, соответственно, теория Эйнштейна, и рождение нового живописного стиля в случае Пикассо). В новой книге деньги тоже рассматриваются как некий феномен культуры, порождающий, к тому же, новые, производные феномены. И рассматриваются они, деньги, сквозь призму (или даже призмы – их ведь много, точек зрения и подходов) литературы, живописи, религии, философии, бизнеса, любви и так далее.
    А начинает Ирина Ескевич свой путь к метафизике наличных, депозитных, электронных и любых иных денег, так сказать, с «монетарных обстоятельств» ранней повести, а точнее, поэмы Достоевского «Двойник». Откуда она в этом контексте возникает, почему Федор Михайлович уже в зрелые годы считал, что «идея ее была довольно светлая, и серьезней этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил», - все это отдельный увлекательный культурологический детектив. У Ирины Ескевич  в результате тоже получается почти поэма: все о жизни денег и о деньгах в нашей жизни. В измерениях философском, поэтическом, практическом и множестве иных. Не обошлось, кстати, и без собственно экономического воплощения денег. Так что нет-нет и мелькнет какая-нибудь цитата из Милтона Фридмена. Или из Генри Форда.
    Итак, читайте: «Метафизика денег»  - необычная, но увлекательная книга Ирины Ескевич.


Радиостанция «Маяк»

 

Дивные люди постмодернисты - вечно что-то придумывают. Казалось бы, ну что еще нужно: метафизика -- это и так наука о том, чего нет. А им мало. Ну-ка придумаем метафизику отсутствия. А потом в терминах "отсутствия отсутствия" опишем пустоту.
    Книга Ирины Ескевич -- это попытка найти место денег в пространстве духовного. Сильно упростив суть, главную интригу опуса можно выразить так: автор задается вопросом, в какой точке идеального находится образ денег, когда мы не думаем о том, как их заработать или потратить. Г-жа Ескевич рассказывает весьма тонкую и лиричную историю проникновения идеи денег в нематериальную сферу. И делает такой вывод: пустота -- это и есть место денег в пространстве духовного, деньги не заполняют пустоту, а являются ею.
Понятное дело, такая книга не научит заработать, сберечь и приумножить. В этом смысле пользу в ней искать бесполезно. Единственный вид обогащения, к которому может подвигнуть сей труд, -- духовное. Ведь речь идет все-таки о метафизике.
    О чем книга: о тщетности мыслей о деньгах, как они есть.


Журнал «Деньги ua»

 

Эта книга – выдающийся пример попытки взглянуть на экономические проблемы не только с точки зрения искусства, но и используя его язык и методы воздействия на воспринимающего субъ­екта. Я уверен: эта книга будет иметь (и наверняка имеет) несомненный ус­пех как художественное произведение совершенного особого рода – которого, видимо, многие давно ждали. Это новый стиль, который име­ет право на существование, и, скорее всего, будет набирать популяр­ность по мере того как люди начнут осознавать непостижимость мира одними только методами научного анализа.


Владислав Иноземцев

 

Выстраивается очень логичная и красивая картина. Некоторые моменты вызывают восторг. Восторг от того, что очень классная идея, про которую можно сказать: «Да, да, да!!!» Конечно же!» Когда кажется, что мысли автора – это твои собственные мысли, облеченные в слова (хотя это и не так: большинство идей очень свежие).


Элла Крайнева

         < К оглавлению


Читать дальше >