Mосква , КДУ, 2010

Скачать книгу (2,2 мб PDF_RAR)


Ирина Ескевич.
Ничего. Роман

Оглавление

От автора: Данный роман, являющийся своего рода московским уточнением к роману "Некоторые", помимо прочего, - попытка развести обычно склеенные в романе планы действующего лица и литературной (художественной) маски, привязывающей действующее лицо к тому или иному социально-историческому контексту, так сказать, вписывающей его в современность. Хотя в данном романе конкретно описываемые конкретные места действия чрезвычайно важны. (Т.е. места именно документальны и уже к этим реальным местам как бы привиты собственно "художественные" герои). Как реально и время действия. Литературные маски в романе за счет подчеркнутого утрирования "гламурности" описаний сразу же выглядят несколько "сделанными", т.е. неплотно - негерметично - подогнанными собственно к действующим лицам. Что позволяет собственно действующим лицам сменять друг друга под разными "масками", а порой и меняться ими, в том числе и в смысле мужского и женского рода. Хотя в данном случае на весьма узком диапазоне - причем не только уже собственно московских, да и российских - участников. И как любой роман, этот тоже, поскольку, как и кем читается, постольку так и там продолжает осуществляться.

Разгерметизация литературного образа - не единственная линия работы данного романа в глубоких слоях европейского герметизма (включая алхимию), незаконно отождествляющего Тота (бога письменности) с Гермесом (т.е. Посредником, за которым, как известно, всегда стояли Посредник Гомер и Посредник Платон). Их разотождествление - одна из целей книги. Конечно, не было какого-то одного среднестатистического герметизма. Он был представлен множеством порой радикально оспаривающих друг друга и довольно яростно сражающихся друг с другом линий. Причем ни древнегреческие мистерии, ни историю европейской алхимии невозможно понимать без знания того факта, что в них всегда происходило "пристегивание" т.н. абстрактных категорий и богов к очень и очень конкретным людям. На что нам не устает прямо-таки указывать европейская живопись. (Ведь герои романа "Ничего" - невидимые художники, не так ли?). Для меня тут была очень важна связь со скоплением галактик Волосы Вероники внутри еще более крупного скопления под названием Кома. (см. в разделе "Статьи, реплики" статью "Ньютон и созвездие Волосы Вероники ). И сощепление "звездного неба" (сразу в двух смыслах слова) с рядом московких гуманитарных "институций", две из которых возглавлял человек, известный множеству гуманитариев именно по этому "прозвищу" и принадлежавший сразу к трем эзотерическим орденам современной Европы (которые по-прежнему привязывают "абстрактные категории" к конкретным людям). Как к одному из них принадлежал Казимир Малевич. То, что он сделал, называлось - "Поставить Квадрат". Мы находим черный квадрат уже на древнегреческих мистериальных сосудах. Для автора также была очень важна история непубликации книги О.Фрейденберг "Происхождение романа" и защита некой конкретной диссертации с тем же названием в т.н. Поливалентной аудитории РГГУ в октябре 1997г.. То есть данный роман, рядом читателей опознаваемый как "любовный" - еще и практическое исследование данного вопроса. Ведь эта книга - именно роман. Со всей присущей любому роману внешней "незатейливостью". Ну и т.д. Важно также, что в двух линиях европейского герметизма "лапка" Халкидиков (2-я часть книги) считалась географической реализацией т.н. "лапки Трималхиона". (Вторая часть полностью документальна). Впрочем, читателю не обязательно погружаться в эти глубокие эзотерические слои. (На этом обычно и играет роман - на не прочитывании своих же собственных слоев, читатель как водомерка как бы скользит по поверхности сюжета, в данном случае утяжеленного т.н. повышенной описательностью). А подробный автокомментарий представляется автору ненужным. Например, ведь напоминают что-то две одиннадцатиэтажные раскрытые книги ДАСа (общежитие МГУ на ул.Шверника), сросшиеся через Зимний сад с его некогда знаменитым "кофейником"-балконом не чем-нибудь, а "затылками"-корешками. Как и прочие книги проекта, роман "Ничего" разворачивается не только на страницах книги, но и прямо в зоне инцеста между литературой и т.н. жизнью. Причем линия между ними обнаружилась в весьма неожиданном месте...

Книга началась так. Сначала я придумала название книги (точнее вдруг появилась внутренняя потребность все же разобраться с "ничего Миши Денича" из романа "Некоторые") и завела под нее пустой файл, даже несколько забыв про это. А затем один "каторжанин" сделал во время одного разговора некоторые очень выразительные жесты - чуть в другой связи. Эти жесты и преобразовались в образ Хризи. И вы, конечно же, помните про Хризеис Илиады... Дочь Хризоса, жреца Аполлона, чье имя - жреца - буквально значило "Золото". Ну да, цепь Гомера... И т.д. и т.п. Стилистически эта книга написана двумя видами т.н. Слюды - прямой и с загибом. Правда, не сплошной слюдой. И книга заканчивается не 37, а 38 - ненаписанной - главой.

От автора 2: Несмотря на сознательно зауженный согласно задумке и договору тираж, не предполагавший вообще никаких правок, печатное издание книги почему-то представлено в двух разных вариантах. У меня случайно оказались два экземпляра, отличающиеся как по оформлению, так местами и по тексту. Например, 8 глава (более я не сверяла). Книгу в верстке, предшествующей появлению на ней логотипа КДУ (неслучайно так наглядно перекликающегося с использованным в оформлении портретом Г.Стайн, т.е. согласно задумке они должны были именно "взаимодействовать", что и делают в одном из имеющихся у меня экземпляров), можно прочитать на этом сайте. Изд-во КДУ расшифровывается в логотипе как "Книжный дом Университет" и располагалось на тот момент в двухэтажном "Институте ядерной физики" на территории МГУ на Воробьевых горах невдалеке от т.н. 1-го ГУМа. Под ГЗ в книге имеется в виду т.н. Главное Здание (сталинская высотка) МГУ.

О герметизме см. также в эссе "Венецианская улыбка" после репродукции картины Макса Эрнста.


Часть 1. Москва

1. Непредвиденные трофеи
2. Не сейчас
3. Предмет
4. Пока он кренился
5. Тектонический сдвиг
6. Feg
7. Свобода и огурец
8. Ничего не могла объяснить
9. Мобильный ландшафт - 2
10. Цветок Эсфири
11. Симфония псалмов
12. Фантик под стеклышком
13. Нет. Хотя…
14. Поворот
15. Танцует Слепая Балерина
16. НИИ высоких температур
17. Диссонансы
18. От стены к стене

Часть 2. Кассандра

19. Никогда не было

Часть 3. Москва

20. Лунный город Хо Ши Мина
21. В объятьях железобетона
22. Экзотический чердак
23. Слои
24. Спектральный анализ чувств
25. Синдром другой женщины
26. Снега Гималаев. Снега Тибета
27. Задержка в развитии
28. То или не то
29. Французский поцелуй
30. Уйти, но остаться
31. Ступор, Ластики и Мимозы
32. Год Их Кинопленки
33. Красота
34. Ближе, ближе
35. Ладонью кверху?
36. И вишневый флан
37. Шевеление
38. Легкая передислокация


 

 

         < На главную Книги >