Ирина Ескевич Тектонический сдвиг
    M., Проект Синкоптика, 2016


Ирина Ескевич

Тектонический сдвиг

Про искусство и про искусство

Объем текста: 11,5 а.л.
140 цветных иллюстраций

Искусство – вечный безбилетник. В самом деле, никто же не спрашивает билет у поезда.

От автора (ноябрь 2018 г.). Данная книга является лишь началом куда более серьезного разговора об искусстве, точнее говоря его принципиально разных линиях. На момент написания книги я многого и не понимала, и не видела. Хотя в плане прояснения ряда вопросов данная книга по-прежнему представляется мне актуальной. Первая глава книги является художественной в том смысле, что, хоть мне и впрямь захотелось срочно ознакомиться с книгой О.Аронсона и Е.Петровской "Что остается от искусства" (М., ИПСИ, 2015), в качестве реакции на которую она и написалась к большой моей радости, собственно куплена была их книга через другую последовательность событий, с визитом по приглашению в мастерскую сразу двух художников-концептуалистов (то ли январь, то ли февраль 2016 г.), несколько удививших меня тем, что - по их словам - они даже и не слышали имен и фамилий вышеназванных теоретиков искусства. Так уж совпало. Эта мастерская в виде небольшого, совсем скромного на вид, но отдельного здания, самими художниками - во всяком случае одним из них и во всяком случае тогда - мыслившаяся как Театр-Пустота, время от времени разрождающаяся теми или иными Представлениями без приглашения сторонних зрителей (но этот театр-мастерская хоть и "пустота", но весьма интересно и ступенчато трех-этажно, хоть снаружи здание и двухэтажное, расчерченная, насколько я видела это по состоянию на октябрь 2016 г., хоть позже и не могла не обратить внимание на книгу с очень интересно расчерченной второй из этих художников - настоящей мастерицей самого разного рода представлений - Москвой), расположена относительно недалеко от книжного магазина "Москва", а я в последние без полгода лет десять - и мне нравится это - живу уже не в центре, вот и совместила "два дела" за один выезд в центр. А собственно "девочка Врубеля" появилась уже в процессе самого письма. В частности потому, что мне показалось убедительным именно такое введение в проблематику книги.

В книге выявлено более двадцати избытков (хоть и далеко не все) над функцией прямого изображения в т.н. традиционной живописи - художественный смысл, канал трансляции визуального знания, место встречи и взаимодействия внутреннего и внешнего, инора как особое состояние видимого поля и т.д. А также оспорена точка зрения, согласно которой между т.н. современным и т.н. традиционным визуальными искусствами практически отсутствует преемственность. Одновременно с этим сделана попытка как-то отклеить визуальные искусства от учетно-классификационного исторического подхода, не забывая при этом о конкретных условиях создания тех или иных произведений, чтобы затем - уже не на страницах этой книги - увидеть те совсем непростые и уже далеко отнюдь не только художественные истории, что прокладывали и прокладывают свои русла через "расписные" холсты, стены, доски, бумагу, экраны телевизоров и мониторы, т.е. через пространства т.н. изображений.

Книга написана с совмещенной точки зрения зрителя и культуролога и ищет способы об искусстве не теоретизировать, а говорить, активно апеллируя к личному опыту взаимодействия с визуальными искусствами читателя. Я решила не исправлять то, что на данный момент представляется мне моими заблуждениями. Продолжением и углублением этого разговора являются тексты "Венецианская улыбка", "Визуальный акционизм Фриды Магеро", а также - что кажется странным лишь на первый взгляд - ""Война и мир" Рики Мартина. Предметное и беспредметное в современной "развлекательной" культуре".

Заглянуть под образ Фриды, весьма "мастерски" нарисованный О.Аронсоном в статье "Аффективная экономика искусства" из вышеназванной книги, мне пришло в голову лишь в апреле 2018 г. Тогда же мне таки ж удалось узнать ее имя, отчество и фамилию и получить фото нескольких картин, после чего наткнуться на категорический и малоприятный по форме отказ дать координаты хоть кого-то, у кого могли бы быть какие-то еще ее картины. Осенью 2018 г. мне удалось побывать в квартире, где она жила, увидеть оригиналы ряда картин, сделать фото этих и получить фото картин, находящихся в другом месте. И кроме того получить две картины в "подарок". Пишу в "подарок" в кавычках, т.к. мне пришлось за них заплатить ну крайне неприятными во всех отношениях диалогами. Я, впрочем, не в обиде. Как культуролог я получила и задокументировала тем самым крайне важную информацию. На данный момент это всё, что мне удалось увидеть и узнать о Фриде Магеро. Ее образ так "мастерски" нарисован О.Аронсоном в его статье, вероятно, именно для того, чтобы ни у кого и никогда уж не возникло желания и интереса хоть что-то о ней - гениальном художнике живописи антижестокости Фриде Магеро - узнать. Такой образ-могила... И впрямь ведь - хоронили. В данном случае в том числе и в языке.


Оглавление

Глава 1. Шестьсот сорок рублей

Глава 2. Стрекоза – не перцепт

Глава 3. Эмигрируя в инору

Глава 4. На фоне и без

Глава 5. Так много избытков

Глава 6. Время денег и время искусства

Глава 7. Субъекты бессубъектного восприятия

Аннотация

 


 

 

 

 

         < На главную Книги >