Не для отвода глаз

Во власти Тота

   Едва ступив на территорию Карнака, да и любого другого древнеегипетского храмового комплекса, сразу же попадаешь в весьма неожиданную ситуацию – ты, такой крошечный, внутри гигантской иллюстрированной каменной книги, всеми своими иероглифами пытающейся что-то тебе рассказать со страниц стен, колоссальных колонн, перекрытий, потолков. Или не рассказать – заклясть, заговорить. Не книга в твоих руках, а ты – в огромных каменных ладошах книги. Уже не в стороне от ее событий, а в них заключен. Под небесами Нут, сплошь исписанными судьбами, предначертаниями и предназначениями. Средь скал колонн и стен, изливающих на тебя водопады правил и предписаний. Внутри истории Исиды и Осириса. Во власти Тота. От тебя самого как будто ничего уже не зависит. Потому что буквально все внутренние поверхности древнеегипетских храмов, а также фараоновых гробниц, сплошь покрыты текстами, давно предрешившими твою участь. Наверное, об этом часто пишут. Но, просто рассказанный, этот факт как-то не очень откладывается в голове. Однако, стоит только попасть под эти полуразрушенные своды, как Книга, ошеломляя, схватывает тебя, окружает со всех сторон, принимает в себя, смыкается, как «другое небо» над твоей головой. И, усилием воли выныривая на какое-то мгновение из-под вязи ее иероглифов, ты видишь в сущности только одно – все те же восемь совершенно одинаковых храмовых колонн в форме статуй Рамзеса III, как, к примеру, в Абу-Симбеле. Почему именно восемь, или там четыре и уж никак не менее двух? Говорят, чтобы было непонятно, где же настоящий Рамзес. Чтобы скрыть «настоящего» Рамзеса за Рамзесами-«симулякрами». В итоге непонятно, что и что здесь иллюстрирует, что чего древнее – современная философия «книгопечатной» практики Древнего Египта или наоборот. «Все есть текст, книга». «Мироздание – это книга». «Реальность – книга». Эта книга «самопишется», плодя «холостые механизмы», «призраки», «отражения», неумеренно размножая собственные «имиджи» и «образы» в трангрессии трансэкономики (неустанного текстопроизводства) и трансэстетики (производства как безостановочного художественного процесса)… Древний Египет ультрасовременной ментальности. Жутковато, но как красиво!

 


         < К оглавлению


Читать дальше >