Не для отвода глаз

Кто чинит горы

У смешарика Бараша есть любимое занятие – смотреть на горы. Они не бегают, не шумят, не мешают думать и к тому же очень красивые. Они наделяют жизнь Бараша, поэта, смыслом. Но вдруг появляется розовая Нюша с косичкой. И в горах что-то ломается. Без Нюши горы больше не работают. Горы как горы, ничего особенного. Но стоит рядом посадить Нюшу – и горы вдруг превращаются в ГОРЫ! Нюше это, однако, не нравится – ее талант эксплуатируют, Нюшу заставляют «работать на износ». И Нюша требует достойного вознаграждения – по ведру конфет за каждый день Барашиных ГОР. Далее – «конфетная» болезнь, переживания, бескорыстная любовь и хэппи энд. Мультфильм в тоненькой книжке с картинками. Но «нет, дети это не поймут!» Что? Как ломаются любимые горы (любимое солнышко, любимый кот Вареник или тот же любимый мультфильм) и как состояние, некогда вызываемое ими и теперь безвозвратно сломанное, может «починить», к примеру, та или другая Нюша – просто своим присутствием, просто особым состоянием, вызываемым им.
    Не поймут? Напротив, именно дети крайне чувствительны к состояниям – собственным в той же мере, что и состояниям мира. Этот невербализуемый мир состояний, порой очень «сложных», и транслирует в ребенка бабочка, с крыльев которой облетела пыльца, пальцы, испачканные в молоке или шоколаде, оживленная улица мегаполиса, родительская ссора и, конечно, телепередачи. Не догадываясь об этом, дети вынуждены перерабатывать «сложное», может быть, самое «сложное», потому что не поддается «научному анализу», они захвачены состоянием и все время работают, что-то делая с ним. Ведь именно состояние как раз и производит то, о чем мы знаем, как о горах (как о Млечном пути, как о человеке, как о мире). Дети и вообще очень много работают, производя наш, взрослый, мир. И потому «Горы и конфеты», возможно, самый детский поначалу сюжет – прежде чем он превращается в «мораль», а любая «мораль» - процесс взросления. И «взрослеющая» Нюша бескорыстно делится своим талантом ГОР с Барашем, как все дети – с нами. Правда, их труд почему-то не оплачивается. И шепотом: эксплуатация детей?..

 

 

 


         < К оглавлению


Читать дальше >