Не для отвода глаз

   Каньон Магритта

Будем полагать, что просто совпадением это быть не может. По какому-то необъяснимому стечению обстоятельств природа нередко развивает и даже по-своему интерпретирует, проясняет творения человека. Вся архитектоника картин Брейгеля уже содержится в естественных Вавилонских башнях скал Нового Света (Крым). А каньон Гейнюк (современная Турция) было бы куда правильнее именовать каньоном Рене Магритта. Ведь именно здесь знаменитый валун художника, зависший в воздухе над ущельем в одной из самых известных его картин, перевернувшись, упал, застряв меж высоких извилистых скал.

То есть Магритт, похоже, и в самом деле свой гигантский валун с постамента одной из скал - снял. Силой чистой оптической иллюзии, которая, быть может, и правит физическим миром. В каньон Гейнюк, к знаменитому валуну, вы попадаете также через иллюзию – и не только оптическую.

Перед вами окаймленное отвесными скалами озерцо. По одной из скал – разноцветной – стекают струйки прохладного сдержанного водопада. А прямо по курсу – непроходимая стена, что интересно – полосатая. Прямо на эту стену и следует идти – а точнее плыть, - внезапно осознав уязвимость стены как таковой - удостоверившись в уязвимости любой стены. (У Магритта это, например, уязвимость кажущейся нерушимой стены сосновых стволов – стены ближнего визуального ряда, переплетенного им с прекрасной наездницей легкой визуальной периферии – такой же полосатый холст, как и «наша» стена). То есть нужно плыть по небольшому озерцу прямо на сплошную скалистую стену, чтоб едва ли не в последний момент увидеть, что в скале – под косым углом к направлению движения и взгляда – имеется проход (как будто скала-стена вдруг расслоилась и разошлась), как раз и вводящий вас в узкое ущелье (словно внутрь стены), окаймленное отполированными уходящими прямо в небо стенами скал, меж которыми и завис валун Магритта, словно бы своим падением указавший само это направление – внутрь стены. Здесь на него можно смотреть – с самых разных сторон. Под ним можно постоять и выкурить сигаретку (если вы умеете плавать с одной рукой). В Магритте можно просто побыть, внезапно осознав, что Магритт всегда внутри стены. И что сами вы сейчас внутри стены. Что все стены – нерегулярно, витиевато, подобно кружеву - полые. И плотными их делают лишь «герои», подобные тому, что воплотил в своей скульптуре «Прохождение стены» Эрнст Неизвестный (левое фото в нижнем ряду). Но это не прохождение – это сама стена, все компоненты стены. Стену возводит такой вот слепой лобовой удар. Снятый удар превращает стену в кружево (для этого достаточно вытащить «героя» - саму стратегию возведения стен - из стены). Почти все картины Магритта из такого вот кружева, в которое превращаются самые различные непроходимые стены, будь то стена (лобовой удар) неба, стена глаза, стена человеческого тела, стена восприятия или стена обыденности.

 


         < К оглавлению


Читать дальше >