Не для отвода глаз

   Сделано из моря

Рене Магритт не раз выступал против «красивого искусства», того, что «радует глаз». Однако, и сам создал несколько феноменально красивых полотен. Одно из них - это: по морю плывет корабль, сделанный из моря же, со странным названием (не корабля, а картины) – «Соблазнитель». И из корабля слегка мерещатся, прищурившись, две пары облачно-небесных глаз.
    Такая простая, казалось бы, мысль – корабль, сконструированный прямо из моря, - и между тем никому ни до, ни после Магритта не приходило в голову ее воплотить, ею соблазнить – воздействует как нечто крайне необычное, неожиданное, удивительное. Этот эффект неожиданности и одновременно пленительности так ярко выражен, что вызывает какое-то молниеносное внутреннее содрогание, чем-то похожее на восторг и вдруг переносящее тебя в какой-то другой строй. Не мысли даже, а чувств: мироощущения. Не сюрреалистического, а скорее волшебно ирреального.
     На море в состоянии удержаться лишь то, что единородно ему. Еще: море – жидкость, вода, а так замечательно держит форму (вода и вообще очень крепко держит форму). Или: мы видим, быть может, утонувший корабль. И по-настоящему выплыть можно, лишь однажды необратимо утонув. Только растворившись, можно воплотиться в вожделенную форму. Ведь соблазнение эффективно лишь там, где уже присутствует вожделение; вожделение преображения, например. Рене Магрит и соблазняет нас вожделением глобального преображающего кораблекрушения – той самой Земли, что «качаясь на волнах», того самого здравого смысла, что покачиваясь на текучих алогических водах сознания. Это не соблазн Жана Бодрийяра («прежде чем быть сотворенным, мир был соблазнен»). Это скорее соблазн вообще отказаться от сотворения, преодолеть искушение вновь и вновь начинать мир. Чтобы прекратить быть сотворяемым, мир должен утонуть и всплыть преображенным.

Преображающая картина, «Соблазнитель» несет весь запас выразительности и воздействующих средств в себе самом, не нуждаясь в интерпретациях, которые неизбежно бледнеют и тают на фоне его убедительности. Это стопроцентная живопись. На которую просто хочется стопроцентно смотреть.

 


         < К оглавлению


Читать дальше >