Не для отвода глаз

   Без лица

    Вот такие «милые» вебские куколки с бюстом предлагаются в качестве карельских сувениров в лавочках Большого Соловецкого острова. «Ну да, без лица, - поясняет продавщица Таня как что-то вечно вызывающее недоумения и терпеливо, как отличная медицинская сестра. – Есть у вебов поверие такое: чужое лицо в доме оттягивает на себя семейное счастье. А вот куколка без лица, напротив, его охраняет, дарит». Я, несколько тупо и неопределенно: «Да?». – «Да. И ангелы поэтому без лица. Переняли карельскую традицию. Ангел ведь не куколка. Ангел – святой оберег. Именно поэтому ангел просто обязан быть без лица». (Кстати, этих берестовых ангелов в лавочке было несколько разновидностей – ангел без лица в ассортименте – просто у меня остался только такой). Что-то неприятное и знакомое тупо кольнуло и я купила, весьма заинтересованная – и пару вебских куколок и пару ангелов Соловецких. Увидев такую куколку, моя двухлетняя племянница не то чтобы испугалась, но как-то крайне расстроилась и куколку в руки не взяла, приготовившись плакать. Но тут в воздухе прямо возле нас повисла большая синяя стрекоза и, к счастью, перехватила ее внимание.
      С Соловков я возвращалась – так уж получилось, не было билетов до Москвы – через Питер. И в Питере по пути к Сфинксам забрела во внутренний дворик филологического факультета университета. Сюда тоже отразились Соловки (связь восстанавливалась хотя бы через посредничество все того же Сергея де Рокамболя). Во-первых, своими лабиринтами – то есть в данном случае лабиринтом, выложенным из камней, присланных из десятков университетов мира, очень впечатляет и очень похоже на кладбище. А во-вторых, все тем же странно-отпугивающим мотивом «без лица» - в эротико-акробатической скульптурной композиции и вот в этой безлицей Гейше.
    Мотив засел. И куколок, и ангела, и фотки скульптур я время от времени, так сказать, созерцала. И вот год спустя все тот же «мотив» показал себя в шокирующей, кошмарной форме в фильме Гаспара Ноэ «Необратимость» (раньше я этот фильм не видела) – насильственного уничтожения лица. Это и был толчок к книге «Где и как добывается тело». Мне кажется, в этом мотиве много ненаписанных книг.


         < К оглавлению


Читать дальше >