Не для отвода глаз

   Новость из Рая
Лето 208


«Раю. Раю. Прекрасный мой раю», - написано наверху этого пожелтевшего листа, на котором неизвестный русский художник XVI в. любуется довольно странной картиной: наперерез друг другу легко и вдохновенно (планируют разойтись?) ступают: мускулистый, весь в мышцах, но почему-то с обвисшими молочными железами мужчина и безгрудая субтильная гладкокожая нежнолицая женщина: ниже мужчины ростом, уже в плечах. На мужчину шипит Змей, обвивший странное дерево то ли с раскрытым гранатом, то ли с гроздью винограда – неведомый плод, развернутый в свою очередь на безгрудую женщину (гениталий не видно, и у той, и у другого скрыты бедром). Над головой мужчины написано, однако: «Iвга, прабаба наша», над головой женщины: «Ада, праоцъ нашъ». Что вообще здесь изображено?
      Можно было бы назвать это святотатственным хулиганством, если бы не трепетная старательность линий, не аккуратность рамочки киновари, не зачарованность художника перед открывшейся ему тайной, не умиление пред увиденным и вот запечатленным. Бог создал Адама как свою женщину и уже из его(ее) ребра был (была) произведен мужчина – Ева? Связь по линии «человек – бог» в христианстве и вообще гомосексуальна. Женщина же человека создана как мужчина женщины Бога и ее предназначение – кормить в «поте лица» добытым хлебом эту странную «шведскую» семью, весь любовный треугольник, от которого только и могут появляться на свет дети? Так или иначе здесь явлена какая-то загадка полов, одновременно являющаяся загадкой сотворения, то есть связи между Богом и человеком. Мужчина-женщина – отнюдь не симметричная связь, как не симметричны правое и левое полушария мозга (левое управляет правой половиной непосредственно, а правое исключительно при посредничестве левого). Потому так несимметричны и явления мужского и женского гомосексуализма – их функции в мироздании слишком отличаются. Адам и Ева взяты в рамочку одной и той же истории грехопадения (а что такое еще Рай, если все европейские художники преимущественно изображают именно эту сцену – с древом познания и Змеем?) Но им тесно в этой истории (в «прекрасном Раю»), вот и ступают – наперерез друг другу, каждый в своем направлении. В каком? И сколько еще историй расскажет нам эта удивительная миниатюра?

 


         < К оглавлению


Читать дальше >