Не для отвода глаз

   Спроектировано улыбкой
Лето 2008

 

Почему и чему так интересно улыбается с лиц своих кор Древняя Греция, приготовившаяся вступить в классическую эпоху? Чем-то напоминает сревневековых искусителей, только приглушеннее, тоньше, многозначнее. И все же это, похоже, улыбка именно искушения, соблазна, Змия, ведь, в известном смысле, именно в Древней Греции 5 в. до н.э. на деле разыгрались главные события ветхозаветного Рая, вылившиеся в историю активного познания Добра и Зла, бастардом, побочным ребенком которой и стала наша пресловутая научная логика, да и все научное мироощущение. Слегка торжествующие, а то и самодовольные, но в любом случае вероломные улыбки: «Ну, ну…» Улыбки, посылающие вовне сигналы своего значения, но тут же возвращающие их к себе, замыкающие в складе румяных губ, в непроницаемости глаз. Возможно, всю историю человеческой цивилизации можно рассмотреть сквозь призму истории улыбки. Такая история, наверное, могла бы много интересного и неожиданного нам рассказать. Улыбки ведь тоже бывают сложные и простые, веселые и отчаянные, деятельные и декоративные. Улыбка – одно из дел культуры, такое же важное, как и все производство выражений лица. Улыбки запросто отделяются от своих носителей и совершенно непредсказуемо кочуют по странам и эпохам. У улыбки нет расовых и национальных признаков. Проследить маршрут той или иной улыбки также интересно, как и ее метаморфозу. Улыбка выстраивает свои зависимости и связи - между христианством и античным язычеством, между Грецией и восточным буддизмом, между вот этим ребенком и тем мудрецом. Улыбка манкирует временем, но и по-своему наполняет его. Улыбке нет дела до художественных стилей, она – та же самая улыбка - так же легко и непринужденно опускается в наивный детский рисунок, как и на полотно какого-нибудь мастера итальянского квартаченто. Над улыбкой невластен ни кубизм, ни сюрреализм. Можно исказить кувшин, лицо, но улыбка – неприкасаема. Улыбка стартует откуда ей вздумается и кочует в самых непредвиденных направлениях. Улыбка – интереснейшая и, кажется, совсем еще не изученная культурная стратегия. Улыбка – топкое место, в ней так легко утонуть. Улыбка поглощает тенденции с той же легкостью, что и порождает. Улыбка по-своему понимает и преломляет требования закона тождества. Улыбка – не только реакция, улыбка нередко – источник, а также средство. В улыбке мир выглядит несколько иначе. Улыбка тоже проектирует мир.

 

 

         < К оглавлению Читать дальше >