Не для отвода глаз

Мир как пауза
    Начинается интригующая сцена ограбления в кафе и вдруг внезапно ставится на паузу. В этой паузе, приправленной забойно-ироническим музыкальным сопровождением, и происходят все основные события фильма Тарантино «Криминальное чтиво», являясь свидетелями которых, мы и сами вместе с героями оказываемся желанными гостями очень интересного заведения под названием Пауза (такой освежающей паузой является, разумеется, всякий хороший pulp). У этой паузы, однако, весьма интересный интерьер, ведь внутри нее формируется завораживающий и несколько нелогичный временной «крендель», при внимательном рассмотрении также состоящий из ряда любопытных пауз.
    Вторую паузу создает уже первый эпизод фильма. Герои Траволты и Джэксона, одетые в черные деловые костюмы, посещают некую квартиру с целью разобраться с похитителями черного портфеля своего шефа. Сразу после этого они, но уже в нелепых спортивных трусах и майках являются к шефу, чтобы сдать ему этот черный портфель. Деловые костюмы, с одной стороны, и трусы с майками, с другой, обрамляют края некой интригующей паузы, которая будет заполнена лишь часа полтора спустя, в третьем эпизоде фильма, одновременно закрывающем и всю замысловато устроенную паузу, которой становится весь фильм.
      Паузы, участвующие в создании «кренделя», не только временные, но и событийные, а также даже и аналитические. Такова, например, пауза между Мией (Ума Турман), вскакивающей от адреналинового укола в сердце, и боксером Брюса Уиллеса, вскакивающим от сна про пресловутые часы его прадедушки, которые его отец пять лет «носил в заднице», будучи в плену. Именно в этой «аналитической» паузе будет, между прочим, убит боксером симпатяга «Траволта», чтобы вдруг «воскреснуть» в третьем эпизоде фильма, где он по-прежнему вопиюще «хорош» и «жив» (и зритель в это даже как-то верит). Есть в фильме и другие паузы, специализирующиеся, скажем, на создании комического эффекта. Такова во втором действии пауза между адресованной к Мие просьбой «Траволты» рассказать смешную историю из «пилота» и самим этим рассказом (в эту паузу уместилась и бесподобная сцена с танцевальным конкурсом и история с передозом и уколом). Тарантино вообще очень активно использует паузу как прием, задействующий самые разнообразные «компетенции» зрителя (вожделенная «востребованность»!), начиная с чувства юмора и заканчивая интеллектуальными навыками, проявляемыми при разгадывании почти детективной истории, в которой разыскиваются элементы временного пазла – паузы, заполняющие паузы. Паузы-действия и паузы-диалоги. Паузы-пародии и паузы-похвалы. «Мир – это пауза, а пауза делает вам приятно». Активная пауза, доставляющая удовольствие. Что и надолго ли в ней прервалось?

 


         < К оглавлению


Читать дальше >